Действующие патриархальные устои устарели и тормозили развитие страны. Древний Китай нуждался в свежих идеях, которые дадут толчок для объединения общества и появления новых базисов развития могущественного, сильного государства.

В эпоху Чжаньго появляется множество новых философских направлений и школ. Подробнее о школах древнего Китая поговорим в статье.

Кратко о том, как были устроены

Великий китайский мудрец Конфуций сломал традицию, касающуюся привилегий относительно обучения. Ранее в школах имели право обучаться только дети аристократов, но благодаря Конфуцию педагогическая деятельность расширилась, и школу стали посещать простые люди.

Принимали в учебное заведение всех, кто жаждал получить знания и стремился развиваться. Принимали детей с 7 лет. Преимущественно учениками становились мальчики, девочки в школу приходили довольно редко (в основном, дочери состоятельных родителей). Классы были раздельными, часть предметов отличалась.

Первый день в школе начинался с подарка учителю. Ребенок при знакомстве преподносил учителю бамбуковую палку. Своеобразный презент становился орудием наказания, если ученик нарушал правила и устав.

Пока девушки изучали домоводство, осваивали музыкальные инструменты, учились петь и танцевать, мальчики оттачивали мастерство стрельбы из лука и брали уроки верховой езды.

Особенности методики преподавания школ Древнего Китая:

  • строгая дисциплина;
  • срок обучения не предусматривался;
  • отсутствие общей программы;
  • количество часов по каждому предмету варьировалось для каждого ученика;
  • индивидуальные занятия.

Способные, одаренные дети заканчивали школу довольно быстро. Мальчики и девочки, которым тяжело давалась науки, могли оставаться в школе по несколько десятков лет.

Главными предметами были:

  • счет,
  • письмо,
  • этика,
  • история и музыка.

К учителям относились с огромным почтением и уважением. В Древнем Китае эта профессия была значима и благородна. Ни высокий социальный статус, ни богатство, ни аристократическое происхождение не давало право повышать голос или ослушаться учителя.

Как назывались основные педагогические направления в философии?

Эпоха правления Чжаньго ознаменовалась появлением огромного количества философских направлений и школ. Среди них выделяют 6 основных. Ведущими являются (в таблице):

foto34668-2

Даосизм

Направление занимает лидирующие позиции в списке самых значимых и популярных вероучений. Принцип «дао» – законы природы, управляющие живыми организмами планеты. В основе даосизма лежит поиск вечного счастья, достичь которого возможно, соблюдая 10 добродетелей и живя в гармонии со Вселенной.

Основателем школы считается легендарный мудрец Лао-Цзы, а его труд «Дао дэ цзин» называют истоком направления. Философ выступал против подчинения природы человеком. Он считал, что вмешательство людей спровоцирует катаклизмы, страшные катастрофы и приведет к необратимым последствиям.

Самая известная личность раннего даосизма – Чжуан Чжоу. Древний мыслитель внес огромный вклад в развитие направления. Большая часть глав трактата «Чжуан-цзы» написана им.

foto34668-3

В даосизме акцент делается на индивидуальность, а не на социальное бытие. В этом аспекте рассматриваются фундаментальные принципы сущности, закономерность всего происходящего вокруг.

Принципы направления:

  • невмешательство;
  • спонтанность;
  • неделение.

Согласно учениям, Дао-мать всего живого и первооснова мироздания. Незримая и неосязаемая сила появилась задолго до появления Богов и природы. Именно она наполнила все живое силой и заставило двигаться. В трактате сказано, что «дао» обладает одновременно противоречивыми качествами.

Выделяются несколько подвидов:

  • «дао с именем» – рождает вещи,
  • безымянное – пустота,
  • соединение двух противоположных видов – гармония.

Любое вмешательство в естественный процесс приводит к нарушению гармонии с «дао». Человек не должен сопротивляться происходящему, следовать по естественному пути. Своими желаниями или действиями он вносит коррективы в установленный ход событий и препятствует наступлению перемен.

Обрести нематериальное бессмертие, воссоединиться после физической смерти с «дао» сможет лишь тот, кто придерживается принципа «у-вей» – недеяния.

Конфуцианство

Основоположником направления стал Конфуций. Самый известный мудрец прошел непростой путь к самой вершине познания. Школу он открыл в возрасте пятидесяти лет. Главный философский труд носил название «Беседы и высказывания». Часть книги была написана его учениками.

Среди основных проблем рассматривалась этика. Небо относилось к категории не физического, а совершенного. Его видели олицетворением высшей силы. Следовательно, данная философия склонна к идеализации.

Конфуций считал, что прежде всего человек должен познать себя. Он должен сосредоточиться на личности и взаимоотношениях с людьми, а не знаниях об окружающем мире. В основу учения человеколюбия ложится известно правила сяо и ди, то есть почитания родных и старших.

foto34668-4

После смерти Конфуция последователи продолжили его дело. Их называли не менее великими мудрецами, но за создание собственных школ никто не принимался. Каждый работал в определенном направлении:

  1. Гао-цзы в своих работах доказывал, что сущности людей нейтральны. Они не рождаются злыми или добрыми, а в течение жизни впитывают качества, создающие их характер по кирпичикам.
  2. Мен-цзы выступал противником данного мнения. Он преследовал основный принцип этического оптимизма, доказывая, что человеческая природа чистая и искренняя. Отсюда следовала равность между совершенно равными людьми. Им свойственно принятие похвалы, сострадания, любви и нежности, а не ненависти или агрессии.
  3. Сюнь-Цзы верил, что человек рождается злым. Им руководят животные инстинкты, а светлое начало формируется в ходе воспитания. Он доверял легитимному принуждению и предпочитал использовать способы материализации. Небо он признавал центральной онтологической категорией. Оно не было всемогущим, но скрывало немало тайн, которые человечеству предстояло раскрыть.

Характерные черты школы имен

Представителей учения называли номиналистами, что в переводе означает «искатели истины». Оно начало формироваться в IV в. до н.э. Согласно мнению философов, в обществе постоянно происходят изменения, и любые названия перестают соответствовать действительности.

Между собой имена и сущности начинают враждовать, наступает полный всепоглощающий хаос. По мнению Инь Вэня, позиции становились противоположными. Из антонимичного положения мира следовало отсутствие осознания происходящего.

В школе имен существовало два основных направления. Во главе первого стоял Хуэй Ши. Он акцентировал внимание на различиях между предметами. Представителем второго являлся Гунсунь Лун. Он абсолютизировал характерные черты вещей, обращая внимание, в особенности, на кардинальные отличия.

Моизм (мо ди)

Основал школу Мо-цзы. В его известнейших трудах также содержатся работы последователей. Как и в конфуцианстве, онтологической категорией является небо. Оно являлось олицетворением всего идеального, умело чувствовать боль или любовь, как и любой человек, но в своем совершенном обличье. Ранние философские учения имели немало схожего с приверженцами мифологического мировоззрения.

foto34668-5

Моисты отказались от провиденциализма (метода рассмотрения происходящего с точки зрения Высшего Божественного плана по спасению души и прокладыванию определенного пути). Они надеялись избежать хаоса, в который может ввергнуть себя человечество, избавившись от ответственности за совершаемые действия.

Они проповедовали любовь не столько к родным, сколько чужим людям, нуждающихся в тепле. Немало ученики внесли в социальную философию. Они полагали, что определяться правители должны не по материальному происхождению, а по поведению и уровню образованности.

Первоначально моисты полагали, что основным источником знаний следует считать практику. Впоследствии мнение изменилось. Оно стало полагаться на ощущения, получаемые благодаря органам чувств.

Впоследствии в философии направление получило название «сенсуализм». По мнению последователей моизма главной задачей познания был поиск связи между явлениями. Любое должно подразумевать конкретный пример или материальный предмет.

Законники (легисты)

Основоположники направления придерживались ряда мнений Сюнь-цзы. Его главным утверждением являлся факт темного происхождения человека. От рождения он был злым и лишь благодаря благоприятному воздействию окружающего мира преображался в лучшую сторону, начиная различать плохое и хорошее.

Легисты старались найти способы решения вопросов управления государством. Они полагали, что правитель должен быть достаточно жестоким и объективным. Идеал страны достигался путем постоянных войн, разрушений, коренных изменений и жажды воссоединения.

foto34668-6

Сформировалось направление в период феодальной раздробленности эпохи Джань. Постепенно мнения философов менялись. Изначально они полагались на старинные мифы и легенды, а со временем перестали опираться на идею совершенного неба.

Легисты стали одними из первых, кто выявили иное дао. Им стал юридический закон, которому подчинялось все существующее на планете.

Учение натурфилософии

В основе учения лежит идея о хаосе. С него началось существование мира, который постепенно начинал упорядочиваться. Бытие преобразило его благодаря существованию двух противоположных начал – земного Инь и небесного Янь.

Обеими силами наделяли героя китайских легенд. Его имя – Пань-Гунь. Согласно мифам, юноша родился из пустоты и создал все из ничего.

Современные философы не могут найти объяснению причины, по которой различные энергии не взаимоуничтожаются. Китайская философия отличалась недостаточной аргументацией. Даже зарождающиеся точные науки не внесли очевидных коррективов. Доказательства строятся на аналогичных примерах. Для рациональных подтверждений было необходимо большее развитие логики.

foto34668-7

Роль Академии Цзися

С середины IV до первой половины III в. до. н. э. в столице царства Ци одним из самых знаменитых зданий было Дворец науки Цзиси (Цзися сюэгун). Под крышей Академии собрались представители известных школ, но доминирующее положение занимали приверженцы даосизма.

Состоящие в Академии ученые получали степени. Титул высшего сановника – «шан дафу» присваивалась самым выдающимся мыслителям. Процветание заведения пришлось на времена правления Сюань-ваня. Мыслители той эпохи проводили семинары.

Шэнь Дао, Сун Цзянь, Инь Вэнь, Тянь Пянь, Цзоу Янь Мэн-цзы, Сюнь-цзы выступали с просветительными речами, стараясь привлечь к своим школам как можно больше людей.

Ученые дискутировали, совершенствовали знания. Благодаря общению мировоззрение некоторых философов претерпели изменений, открыли новые стороны видения мира.

foto34668-8

В трактате «Гуань-цзы отражены в полной мере общие труды, написанные после долгих и упорных обсуждений, связанных с теорией познания и методами политического управления. В нем подробно описаны взгляды участников по самым важным вопросам. Умозаключения выдающихся мыслителей позднее получили название – «Школа Цзися».

Яркими представителями ее стали:

  • Инь Вэнь,
  • Сюнь-цзы,
  • Цзоу Янь и Сун Цзянь.

Академия Цзися сыграла важную роль в развитие китайской философии. Представители ведущих школ пришли к консенсусу, основные позиции трех главных философских направлений сблизились, появились общие космологические концепции, а основные понятия были систематизированы.

Соперничество Ста школ — что это такое?

Период расцвета образования в Древнем Китае и образование основных философских направлений вошел в историю страны под названием «Соперничество Ста школ». Цифру «100» в этом выражение следует воспринимать не как определенное число заведений, а множественное количество.

В эпоху развития в Древнем Китае насчитывалось 189 философов, создавших 1434 главы трудов и сочинений.

Каждая из школ придерживалась собственной философии. Довольно часто принципы учений были полной противоположностью. Разнообразие взглядов, подходов к обучению не привело к уничтожению одну другой. Противоречивость взглядов подталкивала к совершенству и развитию.

Заключение

Древнекитайские философские течения основывались на вопросах управления, приземленности, ориентировались на этико-социальных доктринах. Свое видение мироздания представляли мудрецы из разных слоев населения, отражая в них свои желания, проблемы.

Со временем часть направлений канула в небытие, а конфуцианство, подкрепленное принципами легизма, стало основной идеологией построения китайской государственности.