Юньган в Китае — это комплекс из 252 рукотворных гротов, который находится в провинции Шаньси, в 16 км на юго-восток от города Датун.

В пещерах находится более 50 тыс. изображений и статуй Будды, некоторые из них высотой около 17 м, самая маленькая — всего несколько сантиметров.

Достопримечательность была построена в эпоху процветания государства Северная Вэй, в период первого расцвета буддизма в Китае.

История

Юньган — это самый большой буддийский пещерный монастырь в Китае. Вырубка пещер началась в 460 г, длилась более 60 лет, до 524 года.

Строительство монастыря начали по приказу императоров государства Северная Вэй, которое было создано кочевыми племенами табгачей. В 439 году оно объединило весь Северный Китай.

Императоры династии Тоба первыми начали активно поддерживать буддизм в Китае. Именно под их руководством и был построен пещерный монастырь Юньган.

Ремонтные работы проводили в пещерах в XVII, XVIII веках. До 1986 года пещеры были заброшенными, но потом их очистили, привели в порядок, пещерный монастырь стал доступен для туристов. За многие века разрухи и забвения 1400 уникальных статуей были украдены, многие статуи остались без конечностей, головы.

Национальное туристическое управление КНР включило пещеры Юньган в список 66 китайских достопримечательностей высшего уровня.

Центральное правительство и местная администрация делают многое для сохранения гротов, находят способы борьбы с трещинами и выветриванием. Чтобы сохранить пещеры, даже новую автомобильную магистраль построили в обход Юньгана.

foto32744-2

Где находится монастырь и как до него добраться?

Пещерный монастырь Юньган находится в 16 км от индустриального города Датун. Раньше этот город назывался Пинчен, был первой столицей Северной Вэй. Гроты расположены на западном склоне горы Учжоушань.

От Пекина до Датауна за 6 часов можно доехать на поезде, на автобусе — за 4,5 часа. Дорога от Сианя займет 17 часов.

От привокзальной площади ходит автобус №3. Нужно идти по улице, которая находится ровно впереди от вокзала. Остановка расположена возле забегаловки Мистера Ли. Водителю нужно показать иероглиф, который обозначает пещеры.

Стоимость поездки — 2 юаня, продолжительность — примерно полчаса. Конечная остановка находится прямо возле входа в комплекс. Можно доехать и на такси за 50 юаней.

Карта, как ориентироваться?

Общая длина утеса с выбитыми пещерами — примерно 1 км. Многие гроты находятся на большой высоте, для осмотра недоступны. Горная порода — желтовато-серый песчаник. Все пещеры фасадами обращены на юг.

foto32744-4

На входе можно приобрести карту, на которой обозначены все номера гротов, примерный маршрут экскурсии.

foto32744-3

Пещеры

В отреставрированной части Юньган расположены 45 пещер, 21 имеют внушительные размеры. Гроты делят на восточные — 1-4, средние — 5-13, западные — 14-45. Чаще всего туристы начинают осмотр со средней части монастыря.

Раннего периода

Самые ранние пещеры были построены в 460-465 годах. В них находится 5 самых больших статуй Будды в Юньгане высотой 13-16 м.

Это группа овальных гротов в западной части, номера 16-20, называется «Пять пещер Тань Яо». Гроты особенно интересны для туристов и ценителей истории Древнего Китая, буддизма, здесь в камне вырезано множество буддийских фигур.

Строительством первых пяти гротов руководил монах Тань Яо, который был главой буддийской общины в 460-465 гг. Каждая пещера посвящена одному императору из династии Северная Вэй. В скульптурах четко прослеживается влияние Индии — на всех статуях рубашки с одним открытым плечом.

Пещеры 16 и 17 — самые ранние сооружения. Имеют овальную форму, в центре — огромная статуя Будды Гаутамы, который сидит на троне в виде лотоса. В гроте №17 находится самая популярная композиция раннего китайского буддизма — триада Будд.

foto32744-5

В 18 пещере в центральной части находится уникальное изображение Будды. На верхней части скульптуры — мантия из камня, на которой вырезано 1000 миниатюрных изображений Будды. Все крошечные скульптуры отличаются друг от друга, не повторяются позы и выражения лица. Грот знаменит и тем, что божество дружелюбно выглядывает из большого окна, которое расположено сверху над входом.

foto32744-6

В пещере №19 основная статуя Будды находится в центральном гроте, две других — в смежных помещениях. Западная пещера разрушена, сейчас это просто ниша.

Грот №20 сохранился плохо — разрушен фасад, нет статуи Будды, которая находилась с западной стороны от центрального изваяния.

Среднего

В центральной части комплекса находятся пещеры среднего периода номерами 5-13. К этому же периоду относят гроты 1-3, которые были созданы в 471-494 гг.

Пещеры среднего периода значительно отличаются от гротов раннего периода. В архитектурном оформлении и скульптурах четко прослеживается влияние ханьского искусства.

Большинство гротов имеют прямоугольную форму, размер примерно 10 на 15 м. Разделены на 2 части — вестибюль и основной зал. Внутри много выраженных ярусов, элементов архитектуры деревянных строений в виде балок, окон, сводов крыш.

Потолки сводчатые, вместе со стенами украшены многочисленными яркими малыми скульптурами, которые расположены группами или одиночно. Есть много изображений вспомогательных персонажей буддийского пантеона, по внешнему облику которых можно больше узнать о быте и обычаях того времени.

Гроты 1,2 сохранились лучше остальных, они находятся с восточного конца комплекса. Имеют практически квадратную форму, потолок плоский. В центральной части пещер находятся двух и трехъярусные пагоды, украшенные изображениями, которые рассказывают о жизни Будды.

foto32744-7

Пещера под номером 3 — самый большой грот на территории Юньганя, высота потолков около 15 м, помещение практически пустое. Строительство началось во времена правления династии Северная Вэй, но закончено не было. Фасад пещеры — терраса из трех ступеней, есть 2 дверных проема, окна на первом уровне, башенки квадратной формы на втором.

Над вторым уровнем окон расположено 12 отверстий прямоугольной формы для балок, которые находились внутри деревянного монастыря. В пещере 2 помещения — коридор с двумя входами, задняя незаконченная часть.

В заднем помещении находится единственная скульптура, которая хорошо сохранилась. Это амидаистская трида — фигура Будды Амитабхи, высотой 10 м и две более мелких статуи Махастхампрата и Гуаньинь.

Будда выглядит необычно — лицо округлое, одежда в китайском стиле, мудра левой рукой, которой не было в традиционном буддизме. Вся верхняя часть статуи в небольших отверстиях для крепления глиняной штукатурки.

Пятая пещера неплохо сохранилась. Перед входом находится деревянный зал, построенный императором Шун Чи династии Цин в 1651 г. В гроте 3 статуи Будды, которые символизируют настоящее, прошлое и будущее.

Пещера № 6 — очень красивая, в камне вырезана целая история из жизни Будды. В центре — колонна, высота которой 16 м, на каждой стороне вырезаны фигуры божеств и танцовщиц. Потолок — это небеса 33 божеств, с которым связана легенда о нисхождении Будды Шакьямуни на землю.

Гроты центральной части позволяют узнать историю архитектуры, искусства и каллиграфии Древнего Китая. Вся поверхность стен, колонн, потолок украшена изящной резьбой.

foto32744-8

Позднего

Пещеры позднего периода — это гроты с 20 и дальше в западном направлении. В эту группу входят пещеры под номерами 4,14, 15. Император Сяо Вэнь перенес столицу в Лоян, начался период упадка храмового комплекса, поскольку не было финансовой поддержки от государства.

Пещеры строили на деньги простых людей, рядовых членов буддийской общины, поэтому в этих гротах нет больших скульптур, но мелких изображений около 200. На рельефах чаще всего встречается Амитабха, поскольку в этот период началось распространение буддизма Чистой Земли. Присутствуют мотивы пагоды, тысяча Будд.

Пещеры под номерами 19-23 называются «окрашенными» — резные фигуры и орнаменты каждое последующее поколение покрывало краской.

Четвертый грот сильно разрушен, но на южной стене можно рассмотреть дату создания — 520 год. Он находится левее от пещеры №3. Помещение прямоугольной формы, есть одна дверь и 2 окна, квадратная колонна, украшенная в центре рельефами. Хорошо сохранилось только изображение сидящего Будды.

foto32744-9

Если двигаться на запад от 20 грота, можно найти небольшие пещеры и ниши, многие из них не имеют номера. Они созданы позже остальных гротов, в 494-524 гг., поэтому значительно отличаются стилем и элементами декора от более ранних строений. Будда изображен здесь более худощавым, что связано с изменениями в буддийском искусстве, которые произошли после переноса столицы в город Лоян.

Пещеры тянутся на запад, выходят за пределы отреставрированной зоны. Прогуляться вдоль утеса по узкой тропинке не получится, выход за территорию стережет охранник.

Основные сокровища

Помимо буддийских статуй, в пещерах Юньган можно увидеть ниши, украшенные скульптурами парящих Апсар, изображениями с историей буддизма, цветами и причудливыми орнаментами. Все это имеет огромное значение для изучения древней архитектуры, истории Китая.

Сокровища гротов Юньгана:

  1. Самая большая статуя Будды — высота 17 м, полностью вырезана в твердой породе. Божество сидит величественно, головой практически касается потолка грота, выражение лица часто пугает туристов.
  2. Огромная колонна высотой 15 м в гроте Шакьямуни (пещера №6). Колонна идеальной квадратной формы вырезана в камне. Дата создания датируется 460-493 годами. С четырех сторон колонны вырезаны барельефы, на которых изображены сцены из жизни основателя буддизма — Шакьямуни. Здесь можно увидеть всю историю жизни — от рождения до достижения нирваны. Интересны и стены грота, покрытые скульптурами Будды, Бодхисаттва, Апсара.
  3. Грот под номером 12 привлекает туристов живой атмосферой. Здесь все стены и потолок украшены танцующими волшебницами. Особо интересна северная стена — девушки играют на флейте, пипе, бьют в барабаны. Дирижер волшебного оркестра изображен на южной стене. Все фигуры изображены максимально достоверно, выглядят, как живые. Благодаря скульптурной композиции, можно узнать историю музыкальных инструментов древнего Китая.
foto32744-10

Советы перед посещением

Музей под открытым небом Юньган работает с 8.30 до 17.30 в период с 1.04 по 15.10, в остальное время — закрывается на полчаса раньше, в 17.00.

Стоимость входного билета — 130 юаней. Координаты для навигатора — 40.1116, 113.124. У пещерного монастыря есть официальный сайт, на котором можно посмотреть карту, узнать всю необходимую информацию.

У входа в Юньган расположен современный храм, мимо которого многие туристы проходят. Но если заглянуть внутрь, можно увидеть интересные росписи — темнокожие черты, лица которых находятся в животах, пытают белого монстра с несколькими головами.

Заключение

Юньган — крупнейший буддийский пещерный храм в Китае, в 2001 г. занесен ЮНЕСКО в список Всемирного исторического и культурного наследия. Каждый год музей под открытым небом посещают тысячи ученых, исследователей буддизма и истории Древнего Китая.